Осирис – бог царства мертвых


«Из совокупности всех данных – египетских источников и Плутарха – ярко выступает облик Осириса как царя преисподней, верховного судьи в загробном мире. Именно этот аспект Осириса определяет его сущность». (1)

 

Загробный суд ОсирисаРис 12. Загробный суд Осириса.


  Для религиозного мышления людей эпохи зарождения первых цивилизаций было свойственно связывать те или иные природные явления с деятельностью богов природных стихий, персонификация которых была уделом жречества, в частности, каждого из многочисленных богов проторелигии долины Нила (Египта).
  Циклических характер «смерти и возрождения к новой жизни» в царстве растительности Осириса позволил жречеству богов проторелигии Египта его ассоциировать с понятием «о вечной жизни в плане бессмертия души», чему и соответствует доктрина бессмертия человеческой души. Эта доктрина была представлена уже после «мифологического убийства Осириса Сетхом», и возникновения вслед за этим религии жрецов Осириса, двумя парадигмами религиозного мышления двух жреческих сословий Древнего Египта:


1. Осирис ещё «при своей жизни», являясь богом проторелигии Египта, покровительствовал вере в бессмертие души в череде её перевоплощений в подлунном мира;


2. После «мифологического убийства Сетхом Осириса», он был представлен в религии жречества заупокойного культа в роли покровителя веры в бессмертие души в вечности загробной жизнь.


  Вполне вероятно, что мифология Осириса в подлинных египетских тестах, учитывая их «гетерогенный характера и возникновение в разное время», представляет собой совместное теологическое творчество этих двух жреческих сословий, каждое из которых входило в жреческую коллегию религиозного центра Гелиополя, чему свидетельством является существование на равных правах двух солнечных богов:

1) Атума в качестве исконного солнечного бога Гелиополя в контексте его принадлежности к богам проторелигии Египта;
2) Ра – ставленника религии жречества Осириса.


«В подлинных египетских текстах; … тексты эти много богаче, в них представлено большее разнообразие мифологических эпизодов и, может быть, вариантов мифа... «Тексты пирамид» представляют собой сборник текстов гетерогенного характера, возникших к тому же в разное время, но доминанта в них, несомненно, гелиопольская». (1)


  Жречество религии Осириса весьма предвзято – в буквальном смысле восприняло аллегорию мифологического убийства Осириса своим братом, навечно спровадив символа вечной жизни – бога царства растительности Осириса, в потусторонний мир, сделав его своим богом вечной загробной жизни в царстве мертвых.
  В то время как «бог-царь Египта» Осирис, лишившись более 90% своих владений, поглощенных песками богом царства пустынь Сетха, оставил за собой узкую полосу долины Нила, продолжая свое существование в подлунном мире в своей прежней ипостаси – здравствующего бога царства растительности нильской долины, орошая её водами Нила. Как и в былые времена «бог-царь Египта» Осирис продолжил проявлять трогательную заботу о своем народе, переселившемся в нильской долине по той же причине, по которой Осирису пришлось «уступить» более 90% своих владений богу царства песков Сетху.

 


  Поэтому первым же поводом для конфликта между жречеством богов проторелигии Египта и новоявленным жречеством религии Осириса стало их совершенно разное отношение к интерпретации аллегории убийства Осириса Сетхом, покусившегося завладеть его царством: «Сетх захотел стать царем Египта и решил предательски уничтожить Осириса». (5)

  В связи с тем, что по результатам климатической катастрофы – усыхания климата в Северной Африке, царство растительности Осириса в Египте потеряло более 90% своих прежних владений, замещенных царством песков Сетха, жречество богов проторелигии Египта на основании столь очевидного факта продолжало считать Осириса по прежнему здравствующим богом проторелигии Египта.

  Как видим, жречество богов проторелигии Египта основывалось в своих выводах на адекватном в своей реалистичности восприятии результатов климатической катастрофы, впоследствии реализуя эти ментальные качества в контексте развития прикладных наук и медицины при храмах своих богов, чему египетская цивилизация и была обязана высочайшим для своего времени уровнем развития наук и медицины.


  В то время как жречество Осириса в своей новоявленной религии воспользовалось(!) ассоциацией Осириса в проторелигии Египта в качестве покровителя вечной жизни в контексте доктрины бессмертия человеческой души, спровадив его навечно в преисподнюю в этой его ипостаси, совершенно предвзято – в буквальном смысле восприняв аллегорию убийства Осириса своим братом Сетхом.
  Это стало следствием их преднамеренного игнорирования реального положения вещей, сообразно которому долина Нила осталась «островком» царства растительности Осириса, свидетельствуя о том, что он остался жив, продолжая проявлять свою трогательную заботу о всех аспектах жизни своего народа, нашедшего укрытие от враждебных песков царства Сетха в долине Нила.

 


  Таким образом, как жречество религии Осириса ещё в конце IV тысячелетия до н.э. извратило реальную картину последствий усыхания климата на территории Египта, посредством буквализма восприятия аллегории убийства Сетхом своего брата, отправив Осириса в преисподнюю на безальтернативной основе, так и апологеты религии Осириса от египтологии и академической науки также извращают представления о религиозной культуре населения долины Нила, навязывая свои иллюзии извечного существования Ливийской пустыни к западу от долины Нила и Аравийской – к востоку, что и порождает иллюзию исконности веры египтян в вечную загробную жизнь.


  (И далеко не факт, что мистерии Осириса проводились лишь жречеством религии Осириса в целях «демократизации» заупокойного культа, в которых он был представлен в роли бога-царя Египта, «невинно пострадавшего за людей», покинув навечно подлунный мир, став царем загробного мира. В свою очередь, мистерии Осириса, представленного в образе богом царства растительности, проводились под патронажем жречества проторелигии Египта. Но это уже отдельная самостоятельная тема…)


Ноябрь 2024 _________ Апрель 2025


Продолжение и развитие этой темы последует…