Два аспекта образа Осирис – бог-царь Египта и бог растительности
Рис 7. Пустыни Северной Африки
Складывается такое впечатление, что единомышленники Г. Кееса демонстративно игнорируют такое грандиозное событие в масштабах африканского континента как усыхание климата на гигантских по площади территориях Северной Африки, превратившего саванны, некогда полные жизни флоры и фауны, в безжизненные пустыни.
А ведь об этом и идет речь в буквальном смысле в мифе об Осирисе:
бог пустыни Сетх убивает бога царства растительности Осириса, уничтожая на более чем 90% территории Египта флору саванн, а вместе с ней лишая её и фауны, чему и свидетельствует превращение саванн, преимущественно, в безжизненные пустыни. То есть царство растительности бога Осириса, который покровительствовал фауне и жизни египтян, замещается царством песков бога Сетха, враждебным для людей.
Рис 8. Саванны
Египет ассоциировался в памяти древних египтян не только с узкой полосой долины Нила, но и с обширными просторам земель к западу и востоку от неё, на которых при жизни Осириса саванны (не только) давали приют разнообразной фауне, что позитивно отражалось на жизнедеятельности египтян. О чем и свидетельствует мифология Осириса, подчеркивая заботу бога царства растительности Осириса о своем народе, нашедшем приют на столь благоприятных для жизни территориях Египта, за что египтяне были безмерно благодарны, поклоняясь ему:
«… процесс мироздания шел очень интенсивно: появились и земля, и растения, и животные, и люди. Но люди были еще дикими, и именно Осирис, став первым царем Египта, научил их сеять зерно и собирать урожаи, выращивать фруктовые деревья. Он научил свой народ разнообразным искусствам и наукам, и архитектура тоже обязана Осирису своим происхождением. Он дал людям законы и научил их почитать богов.
Люди любили Осириса и поклонялись ему». (5)
Таким образом, в более реалистичной трактовке мифа, представленной выше, Осирис выступает в роли бога царства растительности Египта, т.е. он и бог растительности, в частности, Египта, и царь в качестве повелителя подвластных ему территорий саванн и долины Нила, давших приют разнообразной фауне и представителям рода человеческого, которые «любили Осириса и поклонялись ему» именно в этой его ипостаси.
В то время как египтологи, традиционно, весьма примитивно трактуют два аспекта образа Осириса: бога-царя и бога растительности, о чем и свидетельствует их полемика в попытках как-то обосновать и доказать совместимость этих аспектов:
«Со свойственной ему ясностью и строгостью мысли, опираясь на исключительное знание египетских текстов и памятников, Гардинер доказал, что основное положение Фрезера – Осирис прежде всего бог растительности – несостоятельно, что Фрезер не сумел обосновать, как и почему Осирис, бог-царь, трагически погибший, вдруг оценивается как бог растительности». (1)
В свою очередь, Гарднер указывает на иной вариант обоснования связи этих двух аспектов образа Осириса:
«А. Гардинер указывает, что другие египтологи, в частности А. Морэ и М.
Меррэй, выдвинули интересное предположение. …
«Согласно представлениям, широко распространенным у многих племен, вождь считается магическим средоточием производительных сил природы. Он ответствен, таким образом, за хороший урожай посевов, за обильный приплод скота, за плодородие женщин племени...».
Именно таким образом объясняются функции Осириса как бога растительности, которые являются вторичными относительно его основного аспекта бога-царя». (1)
Этот примитивизм представлений об Осирисе как о реальном царе Египта является результатом восприятия мифологического повествования в буквальном смысле. Осириса же был богом-царем Египта в переносном смысле, являясь богом, царствующим в масштабах территорий Египта над флорой, давшей приют разнообразной фауне и людям, поэтому царство бога Осириса и простиралось на весь Египет, что отражено в мифе о нем в аллегории его образа как царя Египта.
Таким образом, более 90% территории от общей площади Египта, на которых «при жизни Осириса» флора и фауна создавала благоприятные условия для жизнедеятельности его населения, были превращены в непригодные для жизни людей пустыни. Результат же этого трагического для «египетского народа» события аллегорически был представлен в мифе как убийство Сетхом Осириса, что вполне адекватно описывало результат «замещения» флоры и фауны саванн бога Осириса, враждебными для жизни людей пустынями бога Сетха.
Представления древних египтян о результатах усыхания климата в Северной Африке, выраженные ими в аллегории убийство богом пустыни Сетхом бога царства растительности Осириса, гораздо более адекватны в своей аллегоричности, нежели примитивизм апологетов религии Осириса в их буквальном восприятии Осириса в качестве бога-царя Египта.
Бог царства растительности Осирис, фактически, был богом живой природы, в целом, ибо отсутствие флоры на той или иной территории лишает пищевых ресурсов фауну, в конечном итоге, делая эти территории непригодными для жизни людей. В свою очередь, ежегодное обновление (возрождение к жизни) растительности саванн северной Африки благотворно отражалось на жизни фауны этих обширных территорий, включая людей, поэтому Осирис был, в целом, царем и благодетелем всего человечества именно реализуя свою функцию бога царства растительности!
Выяснять же что первично, а что вторично из двух этих аспектах его образа: бога-царя и бога растительности – это крючкотворство, лишенное не столько глубокого смысла, сколько вообще понимания истоков возникновения образа Осириса и его мифа.
Некоторые из единомышленников Г. Кееса, настаивая на приоритете образа Осириса как бога-царя, в своем примитивизме даже отождествляют его с реальной персоной правителя Египта:
«Тем не менее весьма авторитетные ученые, внесшие огромный вклад в науку, становились порой на этот весьма скользкий путь. Так, например, сам К. Зете высказывал мнение, что Осирис – один из древнейших правителей Египта, впоследствии обожествленный.
Ту же ошибку допустил и X. Кеес в двух своих очень ценных монографиях». (1)
Почему-то сторонников этой идеи не смущает (или они этого, банально, неспособны осмыслить) упоминание в мифе «о странствованиях Осириса по всей земле», что было бы кране несвойственно для правителя как реального человека – «совать свой нос во владения других самодержцев, поучая их народ уму-разуму»:
«Взойдя на престол, Осирис стал усиленно заботиться о своем народе. Именно он приобщил народ к культуре, очаровал и подчинил себе людей своей музыкой. Но Осирис заботился не только об египтянах, он странствовал по всей земле, неся людям блага культурной жизни, освобождая их от тьмы варварства». (1)
Возможность странствований царя Египта по всей земле уместна лишь в одном случает – использования аллегории образа Осириса в качестве царя Египта, ибо в качестве бога царства растительности, его владения при жизни выходили далеко за пределы территории Египта, поэтому Осирис и представлен в мифе царем Египта, странствующим по всей земле. Так что древние египтяне мыслили здраво и прагматично, используя аллегории, в отличие от убожества единомышленников Г. Кееса в их интерпретации.
Оба аспекта образа Осирис – бог-царь Египта и бог растительности, которые вызывали полемику египтологов, в религиозных представлениях древних египтян были объединены в образе Осириса как бога царства растительности, которое простиралось на всю территорию Египта, что и нашло отражение в изначальном смысле мифологии Осириса, «погребенном в песках времени».