Влияние двух жреческих сословий на вектор развития египетской цивилизации
(Реалистичный взгляд на историю египетской религии и структуру общества)
Зарождение веры в вечную загробную жизнь произошло в IV тысячелетии до н.э. в религиозной культуре населения нильской долины, преимущественно, среди жрецов племен, мигрировавших в долину Нила с необъятных просторов Северной Африки. Впоследствии эта вера приобрела своё концептуальное обоснование в мифологии Осириса где-то в последней трети IV тысячелетия, что и ознаменовало собой возникновение религии жрецов Осириса. Чему и соответствуют представления в египтологии о «первом периоде истории египетской религии», по версии О.Р. Тіеlе, формально, уподобленном «первому периоду истории религии Осириса», который соотнесен с эпохами Раннего и Древнего царств, сообразно развитию ещё несовершенных способов мумификации времен фараонов I и II династии (Раннее царство), и появлению «Текстов пирамид» в усыпальнице последнего фараона V династии, Унаса, Древнего царства.
До краха Древнего царства заупокойный культ жрецов Осириса не оказывал на адептов своей элитарной религии того тлетворного влияние, дискредитирующего в их религиозном сознании этические устои египетского общества, олицетворяемые Маат, которое последовало на втором этапе развития заупокойного бизнеса, за счет вовлечения в число адептов религии Осириса представителей наиболее состоятельных слоев общества времен Среднего царства, чему соответствовали «Тексты саркофагов», как и «второй период истории египетской религии (религии Осириса)».
Второй этап в развитии заупокойного бизнеса заложил основу для морального растления придворной знати и высших слоев общества, порождением чего стала, в частности, коррупция в административной и судебной системе госуправления, и другие негативные последствия тлетворного влияния на египетское общество заупокойного бизнеса жрецов Осириса.
Рис 13. Суд Осириса.
Третий этап в развитии заупокойного бизнеса, соответствуя «третьему периоду истории египетской религии (религии Осириса)», был связан уже с привлечением более широкого круга египтян из среды мало-мальски состоятельных представителей разных слоев общества, посредством удешевления себестоимости услуг заупокойного бизнеса для этой категории потенциальных его клиентов, чему уже соответствовала заупокойная магия свитков «Книги мертвых».
В эпоху Нового царства египетская цивилизация столкнулась с небывалыми ранее темпами дискредитации этических устоем общества за счет вовлечения в число адептов религии Осириса мало-мальски состоятельных египтян, что в дальнейшем, при сохранении этой тенденции развития заупокойного бизнеса, неизбежно имело бы последствия, сопоставимые с гипотетической картиной полномасштабного «аморального апокалипсиса» египетской цивилизации.
Этому процессу деструктивного её развития воспрепятствовали несколько факторов в своей совокупности, превалирующим среди которых являлась традиционная для египетского народа приверженность к проторелигии долины Нила. Её парадигма религиозного мышления доминировала в религиозной культуре населения нильской долины «от начала времен», сохраняя свою значимость для подавляющего большинства египтян и в последующие эпохи истории Древнего Египта. Однако это обстоятельство само по себе не смогло уберечь египетскую цивилизацию от влияния на неё аморальной деятельности дельцов заупокойного бизнеса религии Осириса, о чем и шла речь выше. Тем не менее приверженность подавляющего большинства египтян к проторелигии долины Нила (проторелигии Египта) отразилось позитивно на дальнейшем процессе противодействия здоровых сил общества Нового царства распространению тлетворного влияния дельцов заупокойного бизнеса на религиозное сознание адептов своей религии, которое обесценивало этических устои социума, дискредитируя таким образом роль и божественное предназначение богини Маат в египетском обществе!
В чем это противодействие было выражено?
Во-первых, в распространении среди адептов религии Осириса сказок, подобных «Сказке о доле богача и бедняка в царстве мертвых Осириса», которая, в свою очередь, уже подрывала доверие к лживым посулам дельцов заупокойного бизнеса о достижении счастья и богатства в вечной загробной жизни богача, благодаря лишь магии «Книги мертвых», что было равносильно пропаганде ценностей проторелигии Египта среди адептов религии Осириса, в конечном итоге способствуя уменьшению их численность!
Эта сказка явилась следствием усугубления антагонизма между жреческим сословием богов проторелигии Египта и жречеством Осириса, что было связано с дискредитацией в концепции загробного суда Осириса главных богов проторелигии Египта как номовых, так и столичных религиозных центров, «вынужденных принимать участие» в суде Осириса, исключительно, в контексте принадлежности усопшего к жителям того или иного нома.
В своей концепции загробного суда жречество Осириса выставляло главных богов номов проторелигии Египта в унизительной для их жречества роли безмозглых марионеток, которыми можно было манипулировать посредством магии «Книги мертвых», вследствие чего они и выносили оправдательные вердикты любому, кто её прикупил перед смертью, будь он самым отъявленным грешником, презиравшим при жизни этические устои своего социума.
«Умерший, ссылаясь на знание имен судей, делает их для себя безопасными и превращает свои оправдания в магические формулы, заставляющие признать его невиновность». (3)
И поскольку представления о потустороннем суде проторелигии Египта, основанном на нравственных принципах Маат – психостасии, были позаимствованы дельцами заупокойного бизнеса для своей концепции загробного суда, авторы «Сказки о доле богача и бедняка в царстве мертвых Осириса» отразили в ней приоритет процедуры загробного судопроизводства – «взвешивания сердца» (психостасии, «суда Маат») в суде Осириса, единственно определявшей участь усопшего в загробном мире, что сводило на нет значимость двух других процедур загробного судопроизводства, представлявших собой детище дельцов заупокойного бизнеса, как раз и открывавших «лазейку» для богачей в рай царства мертвых Осириса.
Поэтому в сказке превалирует сугубо нравственный принцип в суде Осириса, на то она и сказка: «сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок», обесценивая заверения дельцов заупокойного бизнеса о влиянии магии «Книги мертвых» на оправдательный вердикт загробного судилища любому, кто прикупил перед смертью «Книгу мертвых»:
«Смотри, отец мой Сатни! Их души приходят на суд царства мертвых, и, если они творили добро на земле, здесь воздают им добром, но если они творили зло, здесь воздают им злом.
Так ведется извечно и не изменится никогда». (3)
Формально, эти слова Са-Осириса являлись своеобразным гимном нравственным ценностям проторелигии долины Нила, подрывающим доверие к «гарантиям» оправдательного вердикта суда Осириса для богатых клиентов дельцов заупокойного бизнеса.
И вполне закономерно, что подобная деятельность по дискредитации заупокойного бизнеса религии Осириса исходила от приверженцев проторелигии долины Нила, среди которых решающую роль в этом играло жречество номовых и столичных религиозных центров, традиционно занятое при храмах своих богов развитием прикладных наук и медицины, представляя собой интеллектуальную и научную элиту египетского общества.
Именно жречество богов проторелигии Египта оказалось в состоянии осмыслить губительные для последующего развития египетской цивилизации последствия наращивания темпов вовлечения мало-мальски состоятельных египтян в число адептов религии Осириса, возглавив здоровые силы египетского общества в борьбе с распространением её тлетворного влияние в египетском обществе. Поэтому не приходится удивляться выводу, к которому пришла интеллектуальная (и научная) элита Нового царства, сопоставляя между собой результат деятельности жречества Осириса и былую значимость для развития египетского общества концепции Маат, а этот вывод и сформулирован в качестве оглавления следующего раздела нашей «экскурсии по дебрям и закоулкам» фальсифицированных в египтологии представлений о религии Древнего Египта.