Апологетика религии Осириса в египтологии
(Апологетика веры в вечную загробную жизнь в египтологии)
Алекс Кандр


«Открытие новых данных для изучения египетской религии, рост материала совершается с поразительною быстротой. Это обстоятельство не дает, впрочем, нам возможности начертать полную и точную картину древнеегипетской религии. «Наоборот, замечает Wiedemann в своей Religion der alten Acgypter, «чем больше добывается материала, чем основательнее он разрабатывается, тем темнее становятся начала, теории одна за другою оказываются ошибочными, и на их место не появляется ни одной очевидной истины»». Е.Г. Кагаров


  Эта тема стала актуальной в связи с результатами обсуждения работы «Тайна происхождения Индуизма» на одном из исторических форумов, наиболее авторитетные участники которого, вполне закономерно, придерживаются «академически выверенной и строго научной» точки зрения в вопросах религиозных приоритетов древних египтян в контексте доктрины бессмертия человеческой души. И эта «научная» точка зрения противоречит представленному в первой части «Тайна происхождения Индуизма» совершенно иному взгляду на историю формирования религиозных представлений древних египтян о бессмертии человеческой души, в основу которого положено обоснование причины происхождения (генезис) веры в вечную загробную жизнь в религиозной культуре населения долины Нила в последней трети IV тысячелетия до н.э., сугубо в качестве альтернативы исконной веры египтян в переселение души, сохранявшей свою актуальность для большинства египтян на протяжении всей истории существования Древнего Египта.
  Возникшие разногласия с участниками форума и стимулировали меня отстаивать свою позицию в этом вопросе, кардинально противоречащую академическим воззрениям, фактически, декларирующим тотальное доминирование в египтологии «апологетики веры в вечную загробную жизнь» в качестве исконной веры населения долины Нила.
  В академических кругах египтологии, благодаря деятельности нескольких поколений египтологов, специализировавшихся на изучении египетской религии, сформировалось консолидированное мнение о приверженности испокон времен населения долины Нила к вере в вечную загробную жизнь, как одной из двух парадигм религиозного мышления доктрины бессмертия человеческой души. При этом категорически отрицается присутствие в религиозной культуре египтян альтернативной парадигмы религиозного мышления – веры в бессмертие души в череде её перевоплощений, веры в переселение души.

  Подобное положение вещей в египтологии с весьма избирательным отношением в ней к двум парадигмам религиозного мышления, одной из которых отдается предпочтение, сопровождающееся хвалебной риторикой, а вторая признана априори неприемлемой для египетской религии, соответствует в тексте терминологии: «апологетика веры в вечную загробную жизнь в египтологии» или «апологетика религии Осириса», в основе которой и лежали представления о вечной загробной жизни в царстве мертвых Осириса.


  Один из выразителей и популяризаторов апологетики веры в вечную загробную жизнь в египтологии, Герман Кеес (1886–1964), в своей книге «Заупокойные верования древних египтян» (1941г) весьма предвзято и безапелляционно отрицает сам факт присутствия в религиозной жизни населения долины Нила учений о переселении души, оспаривая таким образом свидетельство Геродота V века до н.э. Он заверяет читателей своей книги в том, что Геродот якобы совершил ошибку, приписав египтянам приоритет в создании учений о переселении души, впоследствии заимствованных древними греками, факт чего также категорически отрицается, поскольку, по мнению Г. Кееса, эти учения «на самом деле были чужды египетским воззрениям» (2), или «учения, чуждые египетским представлениям» (3).


  Вот с этим состоянием академической науки в египтологии мне и представилась возможность ознакомиться, общаясь, пожалуй, с самым авторитетным участником форума под ником L. G., эрудиция которого по тематике обсуждаемых вопросов позволила мне предположить, что он, безусловно, является самым компетентным и уважаемым из профессиональных историков этого форума, вполне закономерно, отстаивающим наравне с своими единомышленниками по форуму приоритеты академической науки на просторах Интернета.
  Свидетельство Геродота о приоритете египтян в создании учений о бессмертии человеческой души:

«Геродот (II, 123). Египтяне также первыми стали учить о бессмертии человеческой души. Когда умирает тело, душа переходит в другое существо, как раз рождающееся в тот момент. Пройдя через [тела] всех земных и морских животных и птиц, она снова вселяется в тело новорожденного ребенка. Это круговращение продолжается три тысячи лет. Учение это заимствовали некоторые эллины, как в древнее время, так и недавно». (3)


  Мои же попытки подтвердить справедливость свидетельств «Отца истории», Геродота, были восприняты крайне негативно участниками форума в качестве ни много ни мало – «глобальных выпадов против академической науки как таковой». (L. G.)


  Предлагаю читателям самим убедиться в том, насколько несостоятельна, а порой на редкость абсурдна аргументация апологетов религии Осириса от египтологии в их стремлении дискредитировать свидетельство Геродота, совершив «экскурсию по дебрям и закоулкам» фальсифицированных в египтологии представлений о религиозной культуре населения долины Нила. Это позволит продемонстрировать совершенно чудовищные последствия деятельности единомышленников Г. Кееса от египтологии для Науки, в целом, как результат нарушения ими азов критического мышления и здравого смысла, что тем не менее, отчасти, и востребовано в гуманитарных разделах академической науки, под чьим покровительством и благоденствует апологетика религии Осириса в египтологии.